Методические рекомендации


Методы и приемы педагогического руководства
сюжетно-ролевой игрой

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализовать «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр; чтобы они были интересны и привлекательны, необходимо соблюдать следующие условия:
содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры?
·        внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
·        на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад…
·        использование сюрпризных моментов
·        внесение новой игрушки
·        наблюдение за игрой других дошкольников
·        наблюдение за трудом взрослых
·        чтение литературных произведений
·        обсуждение телепередач
·        определение содержания игры
·        восстановление последовательности событий
·        игровые действия
·        обыгрывание персонажей и их взаимодействие
·        драматизация сказок
·        учет интереса детей
·        планирование игры
·        рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
·        определение темы
·        умение согласовывать свои действия с остальными детьми
·        придумывание сюжета сказки или рассказа
·        совместный пересказ сказки
·        придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
·        преднамеренное изменение ситуаций
·        учет индивидуальных особенностей
·        учет личного опыта ребенка
·        привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
·        использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
·        обсуждение хода и результатов игры
·        совместная с детьми игра
·        использование технических средств обучения.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:
·        формирование игры как деятельности;
·        использование игры как средства нравственного воспитания, т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.

Предпосылки для развития длительной игры:
· умение детьми выбрать тему;
· важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер);
· придумывание подбор игрового материала;
· умение устанавливать правила и четко выполнять их.

Обилие игрушек-копий реальных предметов тормозит сюжет игры, т.к. действия становятся однообразными (бесконечное переодевание кукол, приготовление пищи, уборка квартиры). Поэтому на начальном этапе развития игры или при новизне игры используют игрушки реальные копии. Для хорошо известных игр можно использовать игрушки-заместители. В некоторых случаях целесообразно использовать и то и другое. Воспитатель может посоветовать детям, как заменить игрушку (конфету на камешек, из скакалки выложить контур корабля или мелом нарисовать комнату).
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.