Психолог советует


Консультация для родителей.
Как мы выбираем игры для детей.
Давайте вспомним наше детство... Что прихо­дит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... лю­бимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого свое). Именно с игрушками у большин­ства людей ассоциируется детство. Но, кроме лич­ной ценности для каждого из нас, игрушка обла­дает ценностью общечеловеческой, так как пред­ставляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору иг­рушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.
Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ре­бенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первы­ми предметами и игрушками. В этот период малы­шу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребенка, так как игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6—9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в пред­метный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9—12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими ку­рочками, барабанящими зайцами. В 10—12 меся­цев ребенку уже нужны пирамидки из 3—5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режут­ся зубки, а во-вторых, рот является для ребенка таким же средством познания, как и руки, и гла­за. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игру­шек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш стано­вится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но ра­дость малышу — проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам — уберите их с глаз ре­бенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игруш­ку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малы­шу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функ­циональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на сту­ле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и ме­белью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игру­шечное отображение реальной жизни позволит ре­бенку легко освоиться далее в коллективе сверст­ников и полноценно развиваться как эмоциональ­но, так и интеллектуально.
К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, дол­жны увеличиться в размерах: большая кукла, боль­шая машина, большой игрушечный зверь. В на­бор игрушек необходимо включать и всевозмож­ные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамид­ки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно — матрешки не будут неразлучными сестрами. Так­же в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумы­вать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональ­ной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машин­ки и оружие, а девочки — кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает разви­ваться интерес к различным видам мозаики и лото.
К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к мо­делированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить сво­ими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнес­ти к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но су­ществует еще одна, не менее важная группа — пред­меты-заместители. Она включает в себя, с точ­ки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор. Но для ребенка это наиценней­ший материал для развития фантазии и творче­ства. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, ко­робочки, обрубки дощечек или палочек, кружоч­ки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит раз­витие активной речи, а предметы-заместители ста­вят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отноше­нию к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой си­туации (это замечательное «как будто»!). Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо вы­бирать, а не собирать! Естественно, вы не сможе­те не купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками — и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в ма­газине. Включайте свою фантазию — и у вас все получится.  Во-первых,  папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную ме­бель; смастерить машинку, во-вторых, мама мо­жет пошить из остатков пряжи или ткани велико­лепную куклу и одежду для нее, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и жур­налов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения се­мьи. Хотелось бы остановиться еще на одном мо­менте — выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:
·               безопасной (просмотрите качество изготовления, материал, из которого она сделана);
·               эстетичной на вид;
·               соответствующей возрасту;
·       многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем луч­ше. Естественно, это правило не касается погремушек для малышей).
­         В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Педагог – психолог: Старосельцева Светлана Валерьевна.
Консультация для педагогов

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

В связи с изменившейся моделью образования в России особое место отводится среде как условию раз­ворачивания жизнедеятельности ребенка, как резуль­тату профессиональной творческой деятельности.
Адекватная развивающая среда должна вклю­чать в себя следующие компоненты:
1.     игрушки и игровые пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценно­го сенсорного восприятия (материалы для разви­тия слухового, зрительного, тактильного и кинес­тетического ощущения;
2.     игрушки для выработки моторных навыков, ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, веревочек, плетений, передвижение различных предметов по разнообразным лабиринтам);
3.     оборудование для занятий музыкой и ритмикой;
4.     конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, шитья и вязания;
5.     психотерапевтические материалы (специаль­ные средства, имитирующие окружающую среду, предметы-заместители, «ворсистые» шарики, мячи с «пупырышками»;
6.     оборудование для физических занятий.
По­строение предметно-развивающей среды должно от­вечать возрастным особенностям детей:
·       для детей 3-х лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья;
·       для детей 4-х лет должен быть создан широ­кий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр, короны, плащи, атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными осо­бенностями;
·       для детей 5-ти лет важна игра со сверстника­ми, замки, укромные уголки.
Обязательно у каждого ребенка в каждой возрастной группе должно быть место, где он смог бы прятать свои вещи, свои «драгоценности». И обязательное условие построение среды — это эс­тетика и соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Педагог – психолог: Старосельцева Светлана Валерьевна.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида второй категории № 253 г. Челябинска
ул. Каслинская, 27 – б. тел: 791-76-95


Консультация для родителей.

Родители часто спрашивают, когда и как начинать играть с ребенком? Начинается ли игра тогда, когда мы вкладываем в неумелую и неловкую ручку малыша первый игровой предмет — погремушку? Конечно, игрового действия и игрового мотива здесь нет, игра ребенка похожа на серию предметных манипуляций. Дети катают, стучат, перекладывают предметы и игрушки, чтобы услышать звук и почувствовать движение.
Постепенно действия наполняются игровым содержанием. Мама говорит малышу, который кладет в кастрюльку колечки от пирамидки, что это готовится суп или каша для мишки или куклы. Именно появление заместителя или предмета, которым заменяют реальный, является сигналом перехода ребенка от предметной деятельности к игре. Происходит это на втором году жизни. На этом этапе ребенок увлечен неспецифическим использованием предмета и не ставит игровой цели «накормить куклу». Переходу предметных действий в игровые способствует взрослый, когда побуждает ребенка выполнять их: «Покорми лялю, покачай».
Но уже к трем годам дети передают не только игровые действия, но элементы поведения взрослых в реальной жизни. Девочка, укладывая куклу, будет говорить с ней, как это делает мама или воспитатель, по отношению к ней самой. При этом дети еще не называют роли, не соотносят себя с роль, не говорят: «Я мама», «Я тетя». Ребенок выбирает один персонаж и выполняет несколько характерных сменяющих друг друга действий. В этом возрасте впервые возникают коллективные отношения между детьми. Сначала их вызывает привлекательная игрушка у другого ребенка, потом возникает интерес к действиям сверстника и желание подражать. На протяжении всего третьего года жизни дети только учатся играть вместе. Незнание этой возрастной особенности вызывает иногда у родителей ложные тревоги в отношении детской агрессивности.
С 3-х лет игра детей становиться сюжетно-ролевой. Это значит, что игра разворачивается в пределах одного сюжета и ребенок может изображать несколько разных людей. Само название говорит о двух отличительных моментах данного вида игровой деятельности — это наличие роли и сюжета. Сюжет возникает только на основе знаний ребенка об окружающем, поэтому дети играют только в то, что им хорошо известно. Теперь родителям вероятно понятно, почему 3- летние дети играют в основном в «семью», в «магазин», в «поликлинику».
Дети 5—7 лет играют в путешествия, спасателей, ученых и др. Маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или взрослый, а старшие дети его придумывают сами, иногда их игра может включать несколько сюжетов или один сюжет может развиваться детьми на протяжении нескольких дней. Таким образом, сюжет игры является с одной стороны показателем зрелости игровой деятельности, с другой он сам является средством развития и мышления и воображения ребенка.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Именно в коллективной сюжетной игре дети познают необходимость правил для установления и поддержания положительных взаимоотношений между людьми. Дети 3—4 лет легко нарушают правила и не замечают, когда это делают другие, потому, что еще плохо осознают их смысл. Именно по этому попытки родителей поиграть в этом возрасте в игры дидактического характера, где правила строго описаны, приводят к отсутствию или быстрой потере интереса со стороны ребенка, игнорированию правил. Дети 4-х лет становятся очень бдительными в отношении партнеров по игре, следят за правильностью ролевого поведения: «так не бывает». Они высказывают возмущения и протесты, если партнеры по игре действуют не так, как установлено житейской логикой.
Только со старшего дошкольного возраста дети осознанно выполняют любое игровое правило, могут следовать ему на протяжении всей игры и даже договариваться о собственных правилах, в самостоятельно придуманных играх. Такая социальная зрелость проявляется у детей 6—7 лет. Большое влияние на выбор и распределение ролей оказывают реальные отношения, симпатии и антипатии. Только к старшему дошкольному возрасту и только при условии грамотного руководства со стороны взрослого удается создать такие гармоничные коллективные взаимоотношения, когда при выборе и распределении ролей дети руководствуются не эгоистичными, а групповыми целями.
Чем старше ребенок, тем больше он стремиться уступать и подчиняться коллективу, ради общей игры. Это важный момент социализации и будущих школьных отношений.
Чем старше дети, тем меньше они нуждаются в материальном оснащении игры. Маленькому ребенку, чтобы поиграть в стройку, нужен целый набор игрушек и действий с ними: кубики, машины, техника, инструменты и др. Он будет действовать с каждым предметом, проигрывая все этапы игровой ситуации стройки.
Ребенок старше 6 лет большинство действий будет совершать в своем воображении, предметы и действия будут только предполагаться им в игре, а не реально существовать в его руках. Проигрывание ситуаций во внутреннем плане, то есть только в своем сознании, а не во внешних действиях, говорит о том, что игровая деятельность достигла своей наивысшей точки и на смену ей скоро придет учебная.
Игровая деятельность неслучайно названа деятельностью. Как мы видим, она имеет несколько этапов, развивается длительно, постепенно и последовательно, имеет свои особенности в каждом возрасте и зависит от общения ребенка с окружающим миром. Знания о том, как происходит развитие игры, помогут Вам не только правильно оценить поведение и развитие своего ребенка, но и ориентироваться на его возможности в недалеком будущем, использовать игру для развития его интеллектуальных, эмоциональных и личностных способностей.
Желаем успехов!



Педагог – психолог: Старосельцева Светлана Валерьевна.







Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида второй категории № 253 г. Челябинска
ул. Каслинская, 27 – б. тел: 791-76-95


Консультация для родителей.

Печать
Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры.
В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.
Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.
В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.
С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека.
Дети разного возраста играют по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия.
В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир многообразных предметов.
Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки.
Ребенок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой.
Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел «Детского мира». Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым.
Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.
Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.
Узнав и осмыслив определенную область взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает общение с взрослыми.
Таким образом, игра — активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.
Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе.
Теперь игра несет серьезную нравственную нагрузку, она помогает ребенку созревать, как личности, члену общества, гражданину.
И связанно это не только с содержанием детских игр, но еще и с коллективными отношениями.
Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию высоко духовной личности уже с дошкольной поры.
В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент — это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в «семью» мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый.
Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.
Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам.



Педагог – психолог:  Старосельцева Светлана Валерьевна.