Советы инструктора по физической культуре


Спортивная страничка
 «Большое внимание стопе и осанке»
Всё о стопе.
К сожалению, немало детей страдает плоскостопием. И нередко по вине родителей, не сумевших предупредить и вовремя распознать это непри­ятное заболевание.
Как известно, стопа наша со­стоит из мелких костей, соеди­ненных связками и мышцами в упругий свод — своеобразную рессору, которая пружинит при ходьбе. Если мышцы и связки, поддерживающие стопу, пере­напрягаются и слабеют, стопа как бы опускается, расплющи­вается. Это и есть плоскосто­пие. Дети, страдающие плоско­стопием, быстро устают, не мо­гут долго стоять и ходить, жа­луются на боль в ногах, в спи­не. Стопа — фундамент, опора нашего тела. И любое наруше­ние фундамента неминуемо от­ражается на «верхних этажах» — осанке ребенка, форми­ровании всего его организма. Самая частая причина плоскостопия — неправильно подо­бранная обувь. Ботинки долж­ны точно соответствовать но­ге — ее полноте, ширине, дли­не.
Везде: и дома, и в школе, и на улице — дети должны но­сить туфли и ботинки на жест­кой подошве и обязательно с каблучком. Тапочки, «чешки», кеды, сандалии, необходимые для физкультуры и музыкаль­ных занятий, нельзя носить по­стоянно, с утра до вечера.
Узконосые туфли тоже не годятся детям. Скошенный внут­ренний край постоянно трет первый сустав большого паль­ца. Палец оттесняется в сторо­ну, постепенно уходит под второй, и развивается плоскосто­пие.
Многие родители, придя на прием к ортопеду, настоятель­но требуют выписать ребенку супинаторы — особые стельки, поддерживающие стопу в пра­вильном положении. И бывают возмущены, когда врач им от­казывает. Выписать супинаторы легче всего. Сегодня вы вложи­ли их в туфли — стопа припод­нялась, болезненные ощущения исчезли, все, казалось бы, хоро­шо. Но ведь супинаторы не ис­правляют плоскостопия. Нога ребенка, мышцы, связки, кости растут и развиваются своим че­редом. Плоскостопие прогрес­сирует, и ничего не сделано для того,   чтобы, остановить   его.
Многолетний, опыт и наблю­дения показывают, что годами носить супинаторы не только бесполезно, во даже вредно: стопы выворачиваются, дефор­мируются.
Чаще всего плоскостопие раз­вивается у слабых, плохо раз­витых физически ребятишек. Поэтому для предупреждения его очень полезны занятия ут­ренней гимнастикой, дальние прогулки, подвижные игры. Ле­том дайте малышу побегать бо­сиком, особенно по неровной по­верхности,— это превосходная гимнастика для ног. Следите, чтобы он держался прямо, не горбился, не опускал голову. И, за походкой следите: не давайте раскачиваться, разводить в сторону носки, пусть ставит ступни параллельно.
В особо тяжелых случаях врачи назначают тепловые про­цедуры, ванны, грязи, пара­фин. Но основное (и самое верное!) средство лечения и профилактики плоскостопия — специальная гимнастика, укреп­ляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается та­кой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплоще­ние стопы, но даже полностью исправить ее форму.
Вот несколько упражнений для малышей-дошкольников, у которых обнаружены первые признаки плоскостопия. Это ве­селые упражнения, напоминаю­щие игру, и дети займутся ими с удовольствием. Делать такую гимнастику надо минут: по 10 ежедневно, а еще лучше не­сколько раз в день в течение 6—9 месяцев.
1. Зажав между ногами мячик, медленно идти по комнате, стараясь не уро­нить его.
2. Сидя на полу, упе­реться руками в пол и стараться как можно вы­ше поднять ногами мяч.
3. То левой, то правой ногой вращать на полу мяч.
4. Вытянув вперед ру­ки, поднять пальцами ног с пола носовой платок.
5. Положите на пол щетку с длинной ручкой или палку. Малыш дол­жен пройти по ней бо­ком, на цыпочках, зало­жив руки за голову.
6. Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросан­ные по полу карандаши или пуговицы.
7. Походить на носках и пятках.
Осанка вашего ребёнка.
   Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые:
1.Мебель, не соответствует  возрасту, особенно  когда  ребенок долгое время проводит в вынужденной позе.
2. Постоянное  придерживание  ребенка  при  ходьбе  за одну  и  туже руку.
3.Привычка стоять с опорой на одну и туже ногу.
Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги
4.Неправильная поза во время сна (когда ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком»). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения.
5.Нарушения  осанки   чаще  развиваются   у ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические  упражнения для  качественного укрепления тех групп мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.
6.Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.
Многие родители, к сожалению, начинают приобщать ребёнка к физкультуре лишь тогда, когда врач обнаруживает у него значительное нарушение осанки, ухудшающую деятельность сердца, лёгких, других органов и систем организма.
А ведь этого можно избежать, если следить за тем, чтобы ребёнок обязательно делал утреннюю гимнастику, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, когда кушает, рисует т.д. Одним словом, достаточная двигательная активность - надёжная гарантия красивой и правильной осанки.
Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.
Красивую, правильную осанку помогают выработать общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук, спины, живота, шеи. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками.
Есть и специальные упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. Они достаточно просты, и ребёнок может выполнять их дома под контролем взрослых.
Упражнения у стены. Попросите ребёнка встать спиной к стене (без плинтуса) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь.
Пусть ребенок не меняет этого положения:
         Сделает несколько шагов вперёд, в сторону, опять вернётся к стене и примет исходное положение;
         Присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперёд, и вернётся в исходное положение;
         Стоя у стены, поднимает руки вперёд, вверх, в стороны;
         Поочерёдно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.
После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперёд, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребёнка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.
Упражнения на равновесие. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.
  Стать поперёк гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. Перенести тяжесть тела вперёд на носки, затем назад на пятки;
  Походить по палке  с мешочком на голове.
Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости. Стать прямо, ноги врозь:
         Положить ладони на лопатки (локти вверху), развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга,
         Сцепить кисти за спиной - правая рука сверху над лопатками, левая снизу под лопатками, поменять положения рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из рук в руки мелкие предметы.
Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:
         Наклониться вправо и влево,
         Повернуться в одну, затем в другую сторону,
         Перенести палку над головой вперёд, затем назад. Руки в локтях не сгибать.
Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутки по одному упражнению из каждой группы.
Число повторений упражнений не должно превышать 6-8 раз. Постепенно нагрузка увеличивается за счёт повторения каждого упражнения до 10 - 15 раз.


ПОМНИТЕ!

Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически!
Предупредить всегда легче, чем лечить!
На помощь в воспитании правильной осанки и профилактике плоскостопия, нам приходит гимнастика  -  специальные      тренировочные      упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитою чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.
УСПЕХОВ  ВАМ

Инструктор по физической культуре Алексушина Анна Михайловна